ФГТ - это федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российкой Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655, зарегистрированные в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. До принятия федеральных требований в дошкольном образовании были только временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, изданные в качестве приложения к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448. В настоящее время утверждено ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в перспективе планируется разработать требования к условиям и результатам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для дошкольного образования на данный момент разработаны только федеральные государственные требования, а не федеральный государственный стандарт. Изменения, связанные с введением ФГТ: - изменение подходов к организации воспитательно-образховательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста;
- игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра - это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношение между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности и т.д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образоватедльные задачи, в том числе и обучение;- принятый документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, для родителей, для учителей начальной школы.
Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступной, качественное образование.
Структура общеобразовательной программы: 1. Обязательная чать должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного осноения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.; 2. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: - видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных напрвлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей; - специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. |